БАНК ЗНАНИЙ НАШ ТОТЕМ В НАЧАЛО
|
||||||
НАШ ТОТЕМ Тотеми́зм — древнейшая и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, означает название объекта, которому клан, род или группа лиц оказывают специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы. Как правило, группа считает себя связанной с тотемом родственно, что зачастую выражается в самоназвании этой группы, которая называет себя по имени тотема. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные и растения. Тотем считается родоначальником группы и каждый индивид тотемного класса — кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона — сородичем. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное — умерший родственник. У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести как убийство сородича. Если тотем это – дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо. При встрече с тотемом, а в некоторых местах — даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны. Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, защищая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности, подавая сигналы к походу, предводительствуя на войне. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должен был привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, например, при переселениях на новые места, где не было тотемных растений, их приходилось искусственно разводить. Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение его тела (теофагия). Периодически члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Религиозные экстазы (у шаманов, у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения, во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему своё покровительство, обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В русской народной традиции со времён языческой религии у славян особняком стоит культ священного дуба, который несёт функцию тотема. В трактате "Об управлении империей" Константина Багрянородного, который был написан этим императором для своего сына Романа в 948-952 гг. есть любопытное свидетельство о языческом ритуале жертвоприношения, которое совершалось росами по пути в Византию на острове Св. Григория (Хортице). Культовые реалии в описании Константина позволяют искать их корни, как в скандинавской, так и в славянской традиции: "На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить живыми. " Из источника не ясно, каким именно богам сотворяли требы росы. Но некоторые соображения возникают благодаря упоминанию в отрывке "громадного дуба". Дело в том, что у индоевропейских народов это дерево часто посвящалось небесным богам, среди которых фигурирует Перун, бог грома, чье имя восходит к корню пер- ("бить"); в польском языке piorun означает "молния". Сравните также «pyro» - огонь на латыни, что этимологически выводит нас на комплекс мифов о «Небесном огне». Молния также считается неотъемлемым атрибутом Перуна. Учтем, что дуб - это дерево, в которое часто попадают молнии, чем дуб связывается с богом-громовержцем. Причем это достаточно распространенный мифологический сюжет. Также и у балтов - бог грозы Перкунас (аналог славянского Перуна) носит имя, родственное индоевропейскому корню, означающему "дуб". В норвежской мифологии мать Тора зовут Фьоргун - имя, также происходящее от слова "дуб". Однако в пользу того, что варяжская русь (росы) поклонялись именно славянскому богу, а не его скандинавским парадигмам, говорит то, что, по мнению большинства исследователей, росы переняли у славян веру в их богов еще со времен договоров Олега с греками. Кроме того, в пользу версии о поклонении Перуну говорит и то, что вокруг дуба росы укрепляли стрелы – символы молний и войны. А ведь, как известно, Перун, в позднейших модификациях славянского пантеона, исполнял также функции бога войны и был покровителем князя и дружины. В народных верованиях символика дуба не ограничивается его воинственной ипостасью, а понимается в более широком смысле крепости и здоровья. Есть обычай прислоняться спиной к дубу при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании; на Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные волосы и ногти больного ребенка или нитку, которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его. Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни. Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного; поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом; украинцы, поляки, чехи, мораване оставляли на дубу одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В магической традиции, однако, дуб считается дающим позитивную, а не отнимающим негативную энергии. Разнообразные вариации на тему священной символики дуба можно найти и в античных мифах. Дуб — прежде всего, пророчество. В шелесте листвы прорицатели и жрецы слышали голоса божеств, которым поклонялись и служили. В Додоне и Эпире в античной Греции, священнослужители именно в шуме крон посвященных Зевсу дубов слышали голос Верховного бога, толковали его. Кроме того, в кроне могучего дерева жили голуби — их полет тоже был предметом толкованией, как и эхо в глубине дупла, журчание ручья возле корней. "Был Одиссей у священного дуба Додона, чтобы в шуршании листвы волю Зевса услышать: как возвратиться ему на родную Итаку — вдоль берегов или править в открытое море?" ("Одиссея" Гомера). Дуб — добрый советчик, предсказатель. По древнегреческим преданиям, мачта корабля "Арго", на котором за Золотым Руном плыл Язон, была сделана из дуба и предостерегала героя и его товарищей о грозящих им опасностях. Дуб — святыня и священное дерево. В Колхиде Золотое Руно висело на дубовых ветвях и его стерег дракон. Дуб в верованиях многих индоевропейских народов считался деревом, которое находится под покровительством бури и грома; деревом, которое смело противостоит любым ветрам, пытавшимся вырвать его из земли. Дуб "причислялся" к высшей степени благородства среди других деревьев, его называли "Осью Мира", связующим звеном между Небом и Землей. "Дуб, что вершиной в небесном просторе колышет, корни свои распростер в глуби мрачной Тартара" ("Георгики" Вергилия). Поэтому у священных дубов и проводились церемонии, связанные с судьбоносными для жизни племен или народов событиями: войной или миром, коронацией, судом, серьезным торговым договором В фольклоре: срубить дуб — к несчастью: падая, дуб стонет и кричит. Дуб — жилище нимф: дриад и хамадриад. Эрихтон, сын Триопаса в Фессалии, приказал слугам срубить священный дуб в лесу Цереры. В дубе же этом жила любимая нимфа богини. Церера жестоко покарала святотатца, наслав на него вечный голод ("Метаморфозы" Овидия). Дуб — сила, мощь, уверенность, устремленность (лат. Robur, т. е. "дуб"); это еще и твердость, непреклонность, и т. д. Понятие чести, почета, благородства порождены особенностями древесины дуба, стойкости в воде — "морению", неподверженности гниению. Кроме того, дубовую древесину очень трудно зажечь. Дуб — предок, отец человека. Жителей античной Аркадии называли "потомками дуба". "Из какого ты рода, откуда появился? Ведь не вырос же ты из дуба, как в старой сказке!" ("Одиссея" Гомера) — с этими словами Пенелопа обратилась к возвратившемуся мужу, не узнав его. Дуб — аллегория человека. Фракийских женщин, убивших Орфея, Бахус (Вакх) превратил в дубы ("Метаморфозы" Овидия). Эней, убивший Мецента, завещал его меч, щит, копье и шлем с панцирем богам, прибив все это к дубовому пню ("Энеида" Вергилия). Палица из дуба — оружие героев, таких как Геракл, Тезей; эмблема солнечного луча, грома и молний, а также символ дикости, жестокости. Золотая дубовая ветвь с растущей на ней омелой — атрибут Куманской Сивиллы. Такая же ветвь, посвященная Прозерпине (греч. Персефона), позволила Энею пройти сквозь врата подземного царства мертвых, а затем безнаказанно возвратиться в мир живых людей ("Энеида" Вергилия). Дубовая колода служила подставкой для священного огня весталок и для домашних очагов в Древнем Риме, в которых горели дубовые поленья. Золу от дубовых дров, как правило использовали для удобрения полей. Дубовые листья. В Древнем Риме венок из дубовых листьев вручали воинам, которые во время сражения спасли жизнь товарища. Такой венок и позднее был эмблемой свободы, отваги, храбрости. В XVIII веке в Германии, такой венок назывался "эйхен- лауб", т. е. "дубовая награда", и до XIX века считался исключительно военным отличием. Дубовый гроб. Глубоко верующие христиане нередко погребали умерших именно в дубовых гробах, выдолбленных из цельного ствола, или колоды. Желудь — эмблема жизни, силы, здоровья, жестокости и мужественности — по сходству с мужскими тестикулами. Желудь у германцев считался священным и был эмблемой бога Тора. Пожилые люди в Древней Греции добавляли в пшеничные зерна растертые желуди — считалось, что это привкус пищи жителей блаженной Аркадии. Кстати, многие в старину носили с собой желудь — как амулет против старения и пьянства. В народных представлениях античности дубы считались как бы живыми существами, местом обитания особых нимф (покровительниц деревьев) - дриад (от греч. drys - дуб), связанных своим происхождением с дубом-родом. Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов. Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины, а дубовый столб в навозной куче - отпугивающим змей. В геральдике дуб — сила, мощь, красота. Посвященный Зевсу, Юпитеру и Гераклу, дуб выполнял огромную роль в греческой мифологии: оракулы изображались'под сенью священных дубов, которые окружали алтарь Зевса. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, и на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Венком из дубовых листьев награждали за спасение человеческой жизни и за победу в Пифийских играх. Дуб - эмблема Кибелы и Сильвана, а в Греции - Филемона, как символ приверженности браку и супружеского счастья. Дубобог (Кашима-но-ками) был известен и в Древней Японии. Таким образом, дуб символизирует небесный огонь, Ось Мира, поворотную веху; дверь в небо, святость; отличие, награду, веру; человека; выносливость, стойкость, твердость, долговечность, бессмертие; мужскую сущность, плодородие, плодовитость, моральную и физическую силы, отвагу, гостеприимство; царственность, владетельность, величие, устремленность, триумф, славу, почет, честь, независимость... Лит.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян // Сов. этнография. М., 1979. № 2. Т.А. Агапкина ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | КОНТАКТ
|
||||||