БАНК ЗНАНИЙ НАШ ТОТЕМ В НАЧАЛО

Преображение  мира

через преображение человека!

 
 

 Отцы-основатели


'''

 

"Спорить с Природой — напрасное дело"

основоположник современной педагогики , изобретатель классно-урочной системы

Ян Амос Коменский, 1592-1670, Великая дидактика, гл. XXIII

 

 

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ФИЛОСОФЫ-ПАНТЕИСТЫ

 

Николай Кузанский (1401-1464)

Николай Кузанский один из первых проявил свободомыслие в христианской Европе, допустив отказ от христианского теизма и переход к пантеизму – философской концепции, согласно которой Всё есть Бог, а Бог есть Всё (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Пантеизм растворяет Бога в Природе. Согласно христианским представлениям Бог – высшее существо, которое существует над миром и управляет им. Пантеисты отвергают такую концепцию; они считают, что нет такого существа, которое всем управляет. Законы Природы – божественные законы. Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей. Если взять многоугольник и увеличивать количество сторон, то в бесконечности этот многоугольник совпадет с кругом. Противоположности в бесконечности совпадают.

 

Джордано Бруно (1548-1600)

Джордано Бруно - самый радикальный представитель возрожденческого пантеизма. Центральная категория его философии - Единое - трактуется в духе натуралистического пантеизма. Единое - это бытие, в котором совпадают сущность и существование и которое является причиной самой себя. Вселенная у Бруно едина, бесконечна и неподвижна, не сотворена Богом. В ней все подвержено развитию, изменению и гибели. Неподвижна и вечна только сама Вселенная. Утверждение о её бесконечности - важная мировоззренческая идея Бруно. Бог растворен в Природе, заключен в её процессах и вещах, выступая как активное начало. Познавая Природу, можно познать Бога и его атрибуты. Бруно принадлежит тезис о множественности миров. Великий ноланец* считал, что душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой. По мнению некоторых учёных его взгляды имеют много точек соприкосновения с буддийской философией школы виджнянавады. "Дерзнем сказать, что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком", -- писал в своих трудах этот выдающийся философ-пантеист.

________________________________________________________________________

* Ноланец – прозвище Бруно по месту рождения – г. Нола

 

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677)

Бенедикт Спиноза — философ, для которого характерны рационализм, монизм и пантеизм. В 28 лет резко порвал с иудаизмом, и по этой причине подвергался нападкам и преследованиям со стороны соплеменников. Считал себя учеником Декарта. Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У этой субстанции существуют два атрибута: мышление и протяжение.  В “Богословско-политическом трактате” Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе. Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция – пантеизм, т. е. он отождествлял Бога и Природу, иными словами, не воспринимал Бога, как существо, отдельно существующее от Природы, мира. Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. “Человек свободный, — говорил он, — ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни”. Это его высказывание противоречило тому, что писали по этому вопросу Платон и христианские философы-богословы.

 


ССЫЛКИ    |    ГОСТЕВАЯ   КНИГА    |    КОНТАКТ


 

 
 
Хостинг от uCoz